На часах 08:04
сегодня 30.06.2025
ПОРА в ИГРУ!









                





Я тебя знаю ты Гость


Главная страница
Раздевалка Мории
Инстанты Мории

Оружейная
База знаний
Посольство БМ


Для новобранцев
Правила в гильдии
Вступление§
Состав


200







  Главная | Великие гномы! - Форум | Мой профиль | Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |
· 
ЛС ()·Новые сообщения Участники  Правила форума · Поиск

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Элмо, Сахилас  
Великие гномы!
ГолдоДата: Пятница, 24.10.2008, 13:21 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Гномы

Строй держи! Печатай шаг!
Мы прикроем ваш бардак!
Нам не греться на печи!
В бой! Вперед, бородачи!

Кто они?

Итак, гном, он же dwarf, Человекоподобное существо ростом порядка 110-135 сантиметров, с внушительными плечами и кряжистым телосложением, непропорционально большой головой, весит килограммов сто и более.... в общем, «малышом» такого никак не назовешь. Физически он как минимум не слабее человека, что с детства укрепляется традиционными ремеслами: шахтерским и кузнечным делом, строительством, тесанием камня. Кожа розовая, как у европейца, и, как правило, совсем не загорелая. Внушительная борода бывает присущих человеку цветов (черная, рыжая, каштановая, белая), но встречается и экзотика: голубые, ярко-желтые, зеленоватые бороды.
Это интересно: правильное множественное число от слова dwarf — dwarfs, но Толкин решил реформировать его в dwarves. Многие авторы игр и фэнтези последовали за ним.

О них же...

Первый источник, описывающий гномов — видимо, «Старшая Эдда», сборник преданий скандинавов; первый, но далеко не последний.
Гномы встречались в Средневековье в Европе чуть ли не всюду, где есть горы. Оно и понятно: в горах обычно есть руда, что для них — интерес номер один. Но больше всего гномов видели в Скандинавии, в Альпах и — как ни странно это для нас звучит — в Карпатах. Неподалеку от города Скала Подольска (Украина) еще несколько столетий назад вроде бы были гномьи постройки. Бывали гномы и на равнинах — например, в Финляндии, где их именовали хииси.
Это интересно: народ лангобардов (в переводе — «длиннобородых»), по некоторым источникам, происходил от альпийских гномов. Потому и длиннобородые.
Кретьен де Труа, описывая короля Артура, упоминает Билиса, короля гномов-антиподов. Еврейские источники утверждают, что гномы или кто-то очень на них похожий водился в Египте.
Викинги и другие германские народы именовали гномов цвергами или двергами. Именно от них мы впервые и слышим об этом загадочном племени. Цверги, по мнению скандинавов — разновидность альвов: светлые альвы суть эльфы, а темные — гномы. К альвам у викингов было принято уважительное отношение: как не уважать тех, кто способен делать отличное оружие и при этом отлично умеет защищать свою собственность?
По поводу продолжительности жизни у этого народа люди разного мнения: кто-то приписывал им жизненный цикл около 5 лет, а кто-то — чуть ли не вечное существование без старости. Но большинство авторитетов сходятся на сроке жизни около 200 лет.
Появились гномы, по мнению скандинавов, в качестве... червей в плоти великана Имира, но впоследствии были возвышены богами до своего нынешнего статуса. Сперва этот статус получили два отца гномов — Дурин и Мотсогнир, а потом и целое племя.
Проживают гномы либо под землей, либо в обычных домах, но почти всегда — в горах. Клаустрофобией они явно не страдают и не нуждаются в том, чтобы хоть изредка выходить на солнечный свет. Да и в темноте видят совсем неплохо.
Среди странных обычаев — курение, освоенное задолго до Колумба и появления в Европе табака. У людей их дымовое зелье вызывает неудержимый кашель.
Типичные имена гномов можно узнать из «Старшей Эдды»; а кому неохота ее искать — сойдет и «Хоббит», они там по большей части такие же. Торин, Балин, Двалин, Фили, Кили...
Подружиться с гномами нелегко. Люди для них — слишком легкомысленный, драчливый и кровожадный народ. Но все же найти с ними общий язык вполне можно — надо только понять их душу.

Загадки гномьей души

Главная черта психологии гнома — вовсе не жадность, как думают наивные люди, а справедливость. Справедливость у них возведена в абсолют и прививается юному гному еще в детстве.
Так, например, по убеждению гнома, у каждой вещи есть вполне определенная цена. Вот столько-то стоили материалы, а столько-то полагается за работу. Поэтому гном не торгуется: за этот меч ему следует 20 монет, не более и не менее, а если кто считает иначе — это его проблемы. Ни отчаянная нужда в деньгах, ни недостаток средств у покупателя, ни лесть, ни угрозы, ни искреннее желание заплатить с лихвой — не аргумент для того, чтобы менять цену. Ведь поймите: если кто-то из участников сделки получит больше, чем ему причитается — это все равно, что ему бы дали милостыню. А милостыня в понимании гнома — это тягчайшее из возможных оскорблений. Давая кому-то деньги, которых он не заработал, вы тем самым подозреваете этого кого-то в неспособности заработать, то есть объявляете его бездельником. По сравнению с этим, подозрения в кровном родстве с огром или кистеухой свиньей выглядят невинным дружеским подтруниванием.
А что мешает согласиться продать товар дешевле? Не только забота о чести покупателя, а опять-таки гномья гордость. Если продал дешевле, чем просил — значит, сначала пытался запросить лишку. И получить незаработанное. Что из этого следует, мы уже выяснили.
Нет, понятие подарка у гномов существует, но предполагает крайне тесную степень дружбы. А если дарящий и одариваемый разного пола — то еще и отношения как минимум на грани брака. Предложив не очень близко знакомому гному подарок, вы тем самым совершаете непростительную фамильярность. Это еще если сумеете ему объяснить, что предлагаете именно дар...
Зная это, вы не удивитесь знаменитой истории, пересказанной многими авторами. В ней старый гном пишет непутевому сыну письмо, в котором упрекает его за некачественную работу, недостойные занятия и позор, навлеченный на отцовскую голову. А заканчивает так: поскольку-де ты, лоботряс, ни к какому делу не способен, я лишаю твоих братьев наследства и все завещаю тебе. Они себе заработают, а вот ты, лодырь, только наследством прожить и можешь...
(Вообще-то оставить кому-то наследство — не оскорбление, но поделить его не по обычным канонам — значит унизить того, кому достается доля больше положенного.)

Cлухи о гномьей жадности по большей части происходят от этой особенности. Свою работу гном ценит выше труда большинства людей (и не зря!), а скидывать цену отказывается — как же не жадный-то? Когда в любой лавке можно скинуть цену вдвое и больше того?
Где справедливость — там и честность. Гномы не лгут. Ложь, по их мнению — штука бессмысленная: Слова существуют, чтобы описывать реальность, и лживые слова — такая же глупость, как линейка с неправильными делениями или фальшивые гири на весах. Тех, кто часто лжет или преувеличивает, они в глубине души подозревают в неумении то ли думать, то ли говорить.
Хвастаться в присутствии гнома опасно. Не потому, что вы его этим оскорбите, а потому, что он сочтет, будто вы и впрямь способны сделать все то, о чем говорите. Слова о способности что-то сделать гном воспринимает, как резюме для поступления на работу.
(Помните, как в «Хоббите» Бильбо обижался на гномов, которые ничуть не сочувствуют тому, что он должен лезть в драконью гору один? А с чего бы им сочувствовать — они ведь и представить себе не могут, что кто-то может взять на себя обязательства, не подумав, чего это ему будет стоит. А тем паче — что кто-то захочет увильнуть от данного обещания. Раз согласился работать взломщиком — значит, знает, как добыть сокровища прямо из-под пуза спящего дракона.)
Небезызвестная мстительность гнома тоже происходит от обостренного чувства справедливости. Око за око, зуб за зуб. Если некто совершил гадость, он должен за нее ответить. И точка. Садизмом гном не отличается. Просто убийца должен быть убит — это так же очевидно, как то, что начатое изделие следует закончить. Необязательно гном мстит за себя или близких: запросто может вступиться за слабого, если считает, что тот самостоятельно справедливость не восстановит.
Между собой гномы сражаются крайне редко (если не брать тренировочных боев). Разрешение проблем мечом, по их мнению, происходит от взаимонепонимания. А гномы друг друга отлично понимают.

Если из сказанного вы сделали вывод, что гнома легко оскорбить — вы правы. Спасает одно: за это гном едва ли отомстит, просто будет вас презирать. К большинству людей гномы относятся довольно снисходительно. Не в обиду будь сказано, они считают нас варварами.

Культура

О культуре гномов известно немногое; а то, что мы знаем, очень напоминает культуру тех же викингов. Вероятно, викинги у них учились.
Понятно, почему подземный народ пишет рунами: чаще всего ему приходится оставлять надписи на камне или металле, а для этого шрифт, где есть только прямые линии, подходит много лучше, чем, скажем, латиница.
Стихосложение гномов, насколько нам это известно — это те же скальдовские висы, стихи без рифмы, но с аллитерациями — с повторяющимися буквами и слогами.
Что до религии, то скандинавские гномы, естественно, либо поклонялись асам, либо... находились с ними на более равной ноге, чем люди, и потому их отношения с ними не совсем вписываются в традиционные представления о религии. Однако многие средневековые богословы авторитетно утверждали, что душа у гномов есть (после истории о душе псоглавцев из прошлой главы «Красной книги» нас это не удивит), и что были многочисленные (!) прецеденты их обращения в христианство, в том числе целыми поселениями. Впрочем, это отлично согласуется с тем, что они получали истинное серебро — ведь только чистейший душою может делать нечто подобное.

Молот и наковальня

Вторая по важности добродетель гнома — созидательность. Гном должен трудиться — не для того, чтобы заработать на пропитание или комфорт, а для некоего результата. Как правило, он работает руками, и есть только один вид труда, который выше этого: обучение молодежи. Частный случай этого занятия — управление городом или государством.
Кстати, об управлении: оно у гномов устроено предельно просто. Минимум должностных лиц. Король объясняет, что надо делать, а остальные слушаются. Если король вдруг не знает, что делать — собирает совет. Политика — понятие им абсолютно чуждое.
После учительства, выше всего ценится то, что на века. Потому-то гномы лучше всего работают с долговечными материалами: металлом и камнем. Деревом пользуются только при необходимости, портные — как бы низшая каста по сравнению с кузнецами, а повара и вовсе — дно общества, те, кто не сумел научиться как следует ковать и строить. Думаю, это объясняет, почему гномья кухня не славится по всему миру. А вот поэзия или музыка в чести — они имеют хорошие шансы пережить автора.
Особый случай — работа в шахте или каменоломне. Тут гном вроде как не творит вечное сам, а помогает другому. Соответственно, это работа для молодежи — учеников. Подрастет — будет сам обрабатывать, а пока пусть добывает материалы для тех, кто постарше и поопытнее.
По некоторым данным, цвет бороды гнома напрямую связан с металлом, который они обрабатывают. Видимо, голубая борода — медь (по цвету основных соединений), желтая — железо...
Многие герои пользовались оружием, выкованным в гномьих кузницах. Самое интересное, что некоторые такие клинки сохранились; правда, по большей части выяснилось, что ковали их все-таки люди, просто ну очень далеко от места, где проживал владелец меча.
Среди изделиев гномов значится и копье Одина — Гунгнир, и молот Тора — Мьёлльнир, и цепи, сковывавшие чудовищного волка Фенрира, и даже золотые волосы одного из асов.
Профессиональной армии гномы не держат: кто же захочет посвятить жизнь такой чепухе? Также должен опровергнуть нелепый слух о гномах-берсерках: его породили в наши дни. Настоящий гном сражается рассудительно и бесстрастно, не по зову сердца, а потому, что нужно так.

Несравненный металл

Гномы, согласно множеству источников, открыли секрет какого-либо не знающего равных металла или, быть может, сплава. Временами он режет железо, как дерево или даже как масло, иногда дает невероятно прочные доспехи, иногда годится на молоты, которыми создают несравненное оружие. Но всегда он нужен для войны.
Алхимики называли в качестве этого металла то «истинное серебро», то «адамантит», «холодное железо» (в данном случае это означает «выкованное без огня») или неведомый «электр» (в данном случае — не сплав золота с серебром, а нечто вроде «истинной меди»). У Толкина этот металл называется мифрил и сочетает невероятную прочность с легкостью алюминия.
Если в Средиземье мифрил можно добыть только в особо глубоких шахтах Мории, то алхимическое истинное серебро реально получить из серебра обычного; правда, для этого нужна немыслимая добродетель и самоотречение.
К слову, мифрил — не единственный гномий металл в Средиземье. Гном Телхар из Ногрода выковал металл, легко рассекающий железо: из него был выкован кинжал Ангрист, которым Берен отсек Сильмарилл от короны Моргота.

Резчики рун
Еще одно популярное то ли ремесло, то ли искусство, а может — магия: вырезание рун на камне или металле. Руны эти «делают» примерно то же, что у других народов — наговоры или чары. Более привычными способами творить чудеса (знаете, с размахиванием руками, произнесением странных слов...) гномы, как правило, не владеют.
Обычно руны имеют постоянный эффект; исключение — руны, наносимые на недолговечную основу (дерево, кожу) — тогда они срабатывают лишь раз, на манер зелья или свитка.

Гномы в Средиземье

Без преувеличения можно сказать, что гномы — самая популярная нечеловеческая раса в фэнтези. Трактовка образа у разных авторов отличается очень сильно, но мы рассмотрим самых интересный или известный вариант по Дж.Р.Р. Толкину.
До «Хоббита» и «Властелина колец» образы «сказочных» народов — эльфов, гномов, троллей — были искалечены сказками XVII-XIX веков.
Шарль Перро, братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен и другие напрочь вытравили из литературы нормальных представителей этих народов, заменив их на мелкую сюсюкающую пакость. До сих пор многие считают, что эльфы — это такие крошки со стрекозиными крыльями, которые живут в цветочках, а гномы — те чудики, которых почтенные бюргеры держат в саду в глиняном виде.
Почему так произошло — тема для отдельного разговора, но нас сейчас интересует другое. Как только вышел «Властелин колец», гномы и эльфы в глазах европейцев стремительно обрели... ну, пусть не совсем прежний, но близкий к тому вид. Именно с этого времени почти во всех новых книгах (и, впоследствии, играх) гном — могучий, кряжистый, хоть и сравнительно низкорослый бородач, совершенно не располагающий к тому, чтобы называть его «гномиком».
Толкиновские гномы добросердечны, честны и доблестны. Правда, к собственности они относятся весьма... ревностно. Торину Дубощиту совершенно чужда идея «поделиться» с людьми Озера и тем паче лесными эльфами: с какой стати он должен делиться тем, что ему принадлежит по праву? Вот если бы с ним поговорили относительно оплаты услуги по убийству дракона — дело выглядело бы иначе. И хотя Торин очень сильно обиделся на Бильбо за требование Аркенстона, но не отказал ему: слово гнома — золотое слово.
Созданы гномы Средиземья не Эру, единым творцом, а одним из его помощников — Аулэ. Эру на такое самоуправство несколько рассердился, но даровал им право на жизнь и свободную волю.
У гномов было семь праотцов, которые время от времени возрождаются в своих потомках. Каждый из них может сделать это семь раз.
История о гномьих праотцах заставила многих утверждать, будто женщин у гномов нет — см. выше по поводу этой вздорной идеи. Кстати, одна женщина гномов таки упоминается в первоисточнике — Дис, мать спутников Бильбо Фили и Кили.
Язык гномов, в отличие от эльфийского, восстановлению по книгам не подлежит. Известно буквально несколько слов — например, «хазад» — самоназвание гномов (единственное число — «хузд», а вовсе не «тангар», как утверждают невежды), или «узбад», что переводится как «вождь» или «король». Это слово мы знаем по надписи на могиле Балина.

Слово gnome у Толкина встречается только в ранних произведениях — и обозначает... один из эльфийских народов, конкретно — нолдор. Этимология «geo nomos», «знатоки земли», к ним подходит полностью, но в остальном они ни на карликов, ни на гномов не похожи совершенно.

.Барук хазад, или Немного об оружии

Со времен «Властелина колец» многие считают, что главнейшее оружие гномов — топор. Несчастных гномов заставляют даже на расстоянии сражаться теми же топорами — метая их на индейский манер.
Гномы действительно любят и ценят топоры; даже их национальный боевой клич — «барук хазад» — переводится как «топоры гномов». Но они отродясь не доходили до такой глупости, как метание топоров. Для дальнего боя они пользуются теми же луками, что и все прогрессивное человечество. Хотя с эльфами их в этом и не сравнить.
Так, весь отряд Торина Дубощита вооружен луками; и, хотя оленя в Зачарованном лесу они подстрелить так и не сумели, но очень старались.
Да и вблизи они вовсе не так привержены топорам. Тот же Торин носит меч Оркрист, добытый у троллей — такой же, как меч Гэндальфа, они нашли их вместе. Наин, отец Даина, предпочитал клевец (боевую кирку). Использовались также молоты, булавы и многое другое.
В играх: где гном, там и топор — это правило практически непреложно. С луком или копьем гномов вообще не встретишь, изредка можно увидеть у гнома молот или меч. В NWN появился особый гномий топор — тяжелее обычного, но одноручный, а также двухконечная его разновидность. А вот клевец стал «фирменным» оружием карликов.
Кое-где можно прочитать о гномьем плотном строю с двуручными топорами — это полная чушь. К счастью, у Толкина и других писателей, представляющих себе военное дело минувших времен, его не встречается.
А вот что интересно — почему гномы, обитатели пещер и тоннелей, не переучились на стиль «плотный строй, щит плюс короткий колющий меч», наподобие римлян? Это было бы логично. Может, потому, что они вообще не любят «оружие, которое только оружие, а не инструмент», как джордановские айильцы? Загадка!

Гномы против эльфов?
Популярная идея о вражде гномов с эльфами происходит, в некотором смысле, тоже из Толкина. Но, как и в случае с топорами, последователи ее сильно упростили и, не побоюсь этого слова, опошлили.
На самом деле у Толкина... нет никакой особой вражды между этими народами. Бывали времена горячей дружбы; так, правитель одного из эльфийских племен Финрод Фелагунд договорился о строительстве гномами его подземного города, а впоследствии даже удостоился от гномов ценнейшего подарка (вы уже знаете, насколько это много значит). Нолдоры (это эльфийский народ, наиболее близкий по интересам к гномам) вообще нередко дружили и обменивались знаниями с «сыновьями земли». Наконец, знаменитые Врата Мории делались совместно гномами и эльфами — и для прохода через них достаточно было сказать по-эльфийски «друг», то есть, оба народа полностью друг другу доверяли.
Бывали и размолвки: например, гномы напали на Менегрот, город еще одного короля эльфов — Тингола, и убили его. Но у них была на то крайне веская причина: Тингол отказался отдать то, что им принадлежало. Как уже говорилось, худшее оскорбление и придумать-то трудно.
Лесной король Трандуил обидел гномов Торина, продержав их какое-то время взаперти; но опять-таки у него были на это известные основания.
В общем, на «историю многовековой вражды» это как-то совсем не тянет. Хотя некоторое взаимонепонимание было: гномы ценили дело рук своих (или чужих) больше нерукотворных красот, эльфы, как правило, — наоборот (исключая нолдор).
Откуда же взялась нелепая легенда?
Авторы последующих произведений в массе своей читали только «Хоббита» и «Властелина колец», и то еле-еле; и из сцены с Трандуилом и подозрительности к гному лориэнских эльфов (а они вообще ко всем подозрительны!) сделали далеко идущие выводы. Кроме того, по мнению людей недалеких, способность толкиновских гномов и эльфов прощать обиды и стремиться к взаимопониманию «противоестественна». Вот и пошли плодиться сотнями истории о том, как когда-то гномы вырубили опушку эльфийского леса, и с тех пор они воюют четвертое тысячелетие кряду.
Их право. Но когда вам кто-нибудь скажет, что это все придумал Толкин — знайте, Толкина ваш собеседник читал в лучшем случае через строчку.
Это интересно: диву даешься, когда увидишь, сколько последователей и даже продолжателей Толкина так и не справилось с тем, чтобы его внимательно прочесть. У одного описателя Средиземья, например, можно найти гнома по имени... Наугрим. Это непередаваемо смешно: дело в том, что «наугрим» — это множественное число от слова «гном» по-эльфийски. Вообразите себе — дать гному имя «гномы» (даже не «гном»!) на иностранном языке. Так и представляю себе русского по имени Москали Петрович Иванов. И это далеко не предел...

Гном на лошади

Как нетрудно догадаться, лошадь для гнома подходит плохо — пропорции не те. Однако в «Хоббите» гномы широко пользуются пони — и ездят верхом, и водят в поводу.
Гимли ездил на коне исключительно вместе с Леголасом, который брал на себя управление этим сложным транспортом, а сражаться предпочитал в пешем строю — как и многие его соплеменники. Гномьей кавалерии у Толкина как-то не обнаружено.
Как и в ранее описанных случаях, последователи постарались усилить этот факт во много раз; гномам приписывается то ненависть к лошадям как к явлению природы, то вообще полная неспособность передвигаться на чем бы то ни было быстрее, чем на своих двоих.

Ну и на последок))) Женщины
О женщинах гномов постоянно ходят какие-то похабные слухи. То ли их нету вовсе, то ли внешне они неотличимы от мужчин (читай, носят бородищи до пояса), то ли гномы прячут их глубоко в подземельях в страхе, что люди непременно их украдут.
На деле все совсем не так страшно. Просто женщинам этого народа нет ну совсем никакого резона встречаться с иноплеменниками: зачем? Все покупки делает муж или отец — ведь именно он в первую очередь зарабатывает деньги, любопытства поглядеть окружающий мир у них нету... А что до внешности, то бород у гномих не имеется, но, по ряду сведений, есть бакенбарды. Все ж-таки посимпатичнее.

Искренне Ваш, хоббит Голдо Травакур.

 
СахиласДата: Суббота, 25.10.2008, 01:25 | Сообщение # 2
Отстранен
Группа: Админ
Сообщений: 94
Репутация: 5
Статус: Offline
Молодец, Голдо. Спасибо за интересное чтение. Я бы про эльфов почитал, особенно любопытны народы эльфов

Сахилас - Эльф Хранитель мудрости - OFF

Сообщение отредактировал Сахилас - Суббота, 25.10.2008, 01:26
 
ГолдоДата: Понедельник, 27.10.2008, 13:39 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Репутация: 0
Статус: Offline
Сделаю подборочку.... обязательно выложу))))
 
ГостьДата: Четверг, 05.02.2009, 18:09 | Сообщение # 4
Группа: Гости





Рассказ Саурона.

Ты хочешь знать правдивую историю колец? Что ж, я расскажу тебе их историю. А что такое правда, ты сможешь решить и сам - недаром ведь ты возглавляешь Совет Мудрых?

Все началось, когда в Средиземье пришли эльфы. В их свитках сказано, что эльфы были первыми на этой земле? но это не так. Задолго до эльфов здесь жили племена гномов и лесных шалунов - малоросликов.

Эльфы приплыли из-за моря на своих длинных лодьях и расселились вдоль северо-западного побережья. Что их заставило покинуть свою родину - вражеское нашествие, истощение земель, или природный катаклизм - мне неизвестно. Бытующие среди эльфов легенды о затоплении Нуменора наводят меня на мысли о землетрясении или извержении вулкана, но достоверных сведений я не нашел, хоть и искал.

С эльфами в Средиземье пришла Высокая Магия - магия огня и ветра, магия удачи и времени, магия Богов и духов, магия жизни и смерти. Лишь простые заклинания воды и земли были знакомы аборигенам Средиземья; эльфы же, с их практически бесконечной жизнью, достигли высочайших вершин в тайных искусствах. Достигли - и вознеслись над исконными обитателями этой земли.

Чужими были эльфы для Средиземья, чужими и остались. Не принимает их земля Средиземья, и лишь текучая вода, да струящийся воздух, общие для всех обитателей Арды, выполняют их волю. В своих черных замках над прибрежными скалами, и в своих древесных дворцах, высоко вознесенные над землей, они творили волшебство столь черное, что нет в твоем языке слов, которыми можно выразить его; и создавали такую красоту, которую невозможно описать никаким языком.

Их маги были могущественны. Конечно, ты знаешь, что простейший способ добыть силу для магии - это убить живое, а лучше разумное, существо? И древние эльфы тоже знали об этом. В темницах под замками и в висячих деревянных клетках сотни и тысячи разумных и неразумных созданий ждали свою участь. А их ждала - смерть. Мучительная смерть, ведь страдание добавляет мощи духу. Долгая, трудная смерть ждала их - а после смерти их жизнь, их личность, их дух, сама суть их порабощалась эльфийскими магами и служила их целям.

У тех, кто обитал в долинах Средиземья, не было средств к сопротивлению. Лучшие бойцы быстро погибли, бессильные против магических заговоров. Магия воды могла лишь укрыть беглецов от врага - но ветер и огонь рассеивали завесы туманов. Земля дарила им свою силу - но эта сила лишь делала смерть дольше и мучительнее, и увеличивала, тем самым, добычу убийцы-эльфа. Они сделали единственное, что могли - они бежали.

Малорослики скрылись в лесах и лощинах, они молили о защите деревья и траву. Каждый овраг, каждый куст давали им убежище. Но долгоживущие эльфы в совершенстве освоили искусство охоты, мастерство следопыта, канон загона и ловушки. Длинный лук стал их любимой игрушкой, но не реже они использовали сети - ведь им нужна была живая добыча.

Лучшие маги гномов, собравшись вместе, воззвали к земле - и она открыла им свое чрево. В вечную, непроглядную тьму уходили племена гномов, одно за другим. Эльфы не могли преследовать их: земля Средиземья защитила своих детей. В ярости эльфы истребляли тех гномов, что еще осмеливались выходить на поверхность, и вскоре леса и поля Средиземья окончательно опустели.

Однако это не устраивало магов. Поставив хитроумные ловушки, они ловили неосторожных гномов, вышедших на поверхность, и помещали их в воздушные тюрьмы на вершинах деревьев. Здесь земля не могла помочь им; здесь колдовство эльфов сохраняло жизнь пленникам и заставляло их размножаться - порой лишь для того, чтобы присутствовать при страшной смерти младенца на колдовском алтаре. Поколение за поколением, гномы умирали в неволе, пока дух пленников не был сломлен.

"Прирученных" гномов эльфы выпустили с вершин деревьев: те даже не думали о бегстве. Теперь "стада" ручных гномов сами добывали себе пищу, и сами приводили жертву, когда эльф затевал свое волшебство. Больше того, эльфы заставляли гномов прислуживать себе - и вскоре ни один "благородный" эльф не считал возможным осквернить свои руки работой. Их высокий удел был размышлять о вечном - и даже работа по дереву и металлу, основа могущества эльфов, вскоре стала делом ручных гномов. В этом и была причина падения эльфов, хотя многие столетия прошли, прежде чем такое стало возможно.

Первая эпоха длилась долго, и закончилась так внезапно, что не все эльфы поняли, что произошло. Балин, сын Дварфа* - или, как ты понимаешь, попросту Балин-сирота - вот кто уничтожил владычество эльфов и навсегда изменил миропорядок.

Эльфам порой нужно было принести в жертву не смиренного "ручного" гнома, а горячего, несломленного "дикого". Ради этого - а также, чтобы избежать вырождения расы ручных гномов - эльфы продолжали прочесывать охотничьими партиями Средиземье#. Такая охотничья команда доставила Балина в поселок ручных гномов, где он был помещен в висячую клетку. Одна из женщин, приходивших к нему в клетку, пожалела его, и ночью, подпоив охрану, выпустила Балина. Она умерла вместо него - действительно, эльфам ведь нужен был бунтующий дух? - но этим история не закончилась. Балин увидел, что ручные гномы, мастера магии земли, научились заключать чары эльфов в предметы - оружие, утварь, украшения - и, таким образом, оказались способны повелевать воздухом, огнем и другими стихиями, ранее недоступными гномам. Он вернулся к ручным гномам, в другое селение, под видом подмастерья, отправленного на обучение к гному-чарокузнецу, и обучался в течение по меньшей мере пары десятилетий. Все эти годы высокомерие эльфов хранило его: хозяин чарокузнеца не снисходил до того, чтобы поинтересоваться, почему "хозяин" подмастерья не забирает свою доученную собственность.

Балин не только учился сам. Он учил других "диких" гномов, и постоянно отправлял с ними заполненные магией эльфов предметы. Он учил и ручных гномов, объясняя, что лишь великая несправедливость заставляет гномов всю жизнь служить эльфам, а потом умирать под их ножом на пыточном столе. Наконец, он выступил.

Разобщенность эльфов, их взаимная неприязнь, позволили ему быстро истребить магов-эльфов в нескольких провинциях Средиземья. Прослышав о его успехах, к нему начали собираться дикие гномы; и даже ручные гномы охотно приходили к Балину, ведь эльфы считали ниже своего достоинства ловить его проповедников. За считанные годы - неслыханно короткий срок! - власть эльфов в Средиземьи пошатнулась настолько, что были вынуждены выступить в бой их правители - могущественные колдуны семейства Валар.

Да-да, ты не ослышался. Те самые Валар, которых нынешние эльфы именуют богами - на самом деле величайшие маги эльфийского племени. Их могущество настолько велико, что ни пространство, ни даже время не могут служить им помехой. Воистину лишь сама плоть Арды - земля - могла их остановить! До сих пор, поминая их, я понижаю голос: ведь кто-то из них может услышать меня через толщу времени и явиться узнать, чем вызван мой интерес к их имени.

Накопив за века чудовищную мощь, Валар могли стереть с лица Средиземья всю жизнь - и они не остановились бы перед этим, если бы встал вопрос о сохранении их власти. Стороны оказались в тупике: обретенной новой магией многочисленные гномы могли уничтожить всех эльфов, но тогда все живое было бы сметено с лица Средиземья гневом Валар. Сами же гномы были неуязвимы в своих подземных крепостях - но и им необходимо хоть иногда появляться на поверхности, без солнечного света их дети чахнут и не достигают совершеннолетия.

Ситуацию разрешил один из Валар, Мельчор. Самый, вероятно, одаренный сын своей семьи, он первым понял бессмысленность попыток решить проблему силой. Он отправился послом во тьму подземелий, и претерпел там страшные муки: земля Средиземья мстила чуждому существу, осмелившемуся в нее проникнуть. Однако он выдержал, и вернулся наверх, и принес мир и Договор народам Средиземья: отныне никто не мог приносить в жертву разумное существо для совершения магических ритуалов. Благородные гномы включили в список разумных существ не только свой и эльфийский народ, но и своих давних соседей - малоросликов; и этот народец поселился на выделенной ему земле в самой середине Средиземья.

Великое дело совершил Мельчор. Я помню, каким юным, стройным и прекрасным он уходил во тьму, жертвуя собой; я помню и каким согбенным, охромевшим и уродливым возвращался он на поверхность. За потемневшее от мучений лицо враги прозвали его "Черным", но для меня он и сейчас - самый светлый герой из всех, посещавщих Средиземье.

Власть Валар ослабела, и не только власть над гномами, но и власть их над эльфами. Многие эльфы говорили, что надо вернуть старые времена; другие говорили, что надо научиться жить рядом с гномами, вести с ними дела на равных. Долго это продолжаться не могло, и разразилась новая война - война между эльфами, Война Магов. Мудрый Балин, сын Дварфа, предвидел такое развитие событий, и племена гномов пережили трудные времена под землей. Наверху же… плавился камень и застывал воздух, в огонь превращались горы и из пустоты низвергались потоки ядовитых жидкостей. Лишь чудо спасло Средиземье от гибели всего живого - и этим чудом вновь стал Мельчор. Он принес в жертву себя самого, и его посмертное заклинание наложило Великую Узду на весь эльфийский народ: отныне ни один эльф не мог нарушить Договор, принеся в жертву разумное существо, не убив тем самым самого себях.

Первыми познакомились с новыми правилами игры Валар: на протяжении всей Войны Магов они непрерывно подпитывали свои силы жертвоприношениями, и момент возглашения Мельчором своего заклятия не был исключением. Уничтожение семейства Валар, вместе с большинством других могущественных магов-эльфов, завершило Первую Эпоху Средиземья; или, вернее, первую эпоху Средиземья после прихода эльфов.

Вторая Эпоха началась, когда от народа эльфов осталось лишь несколько тысяч, а гномы были загнаны под землю и годы потребовались им, чтобы найти - или отрыть - новые ходы наверх. Когда-то в эти времена в Средиземье появились люди. Во всяком случае, никто точно не знает, ни когда это случилось, ни как, ни откуда они взялись. Разные ходили слухи; кто говорил, что во время Войны Магов были открыты врата в другой мир, и через эти врата были проведены несколько племен людей для жертвоприношений; другие возражали, что люди пришли из-за гор, ограждающих Средиземье с востока, на опустевшие земли. Мне кажется наиболее верным предположение, что люди - это эльфы, искалеченные магией Валар, освобожденной во время Войны Магов. Почему я так считаю, ты поймешь из моего рассказа.

Люди тех времен сильно отличались от вас, кто называет себя людьми сегодня. Низкорослые, с темной, почти черной, кожей, округлыми и белесыми глазами, они жили всего лишь около двадцати лет - зато достигали зрелости уже к четырем годам. Этот странный уродливый народец быстро плодился, и вскоре именно люди стали наиболее многочисленным народом Средиземья. Кстати, Белый Мудрец! вид тогдашних людей тебе вовсе не показался бы незнакомым: ты не раз видел такие лица. Да-да, именно так: те, кого вы зовете орками и гоблинами, кого презираете и ненавидите - ваши ближайшие родственники!

Постой! ты, кажется, готов завершить наш разговор? Не торопись, ведь ты еще не узнал историю Колец, а ведь именно Кольца больше всего волнуют ваш Белый Совет? Ты говоришь, я оскорбляю тебя - но ведь я всего лишь рассказываю тебе историю, историю твоего мира. Ты можешь не верить, но ты не можешь отрицать, что тебе интересно услышать ее из первых уст. Заметь, Элронд никогда не рассказывал тебе о тех временах!

Так подумай вот о чем, оскорбленное невежество! Тебе никогда не казалось странным, что люди - те, кого ты называешь людьми - и эльфы так похожи друг на друга? Тот же рост, тот же цвет кожи и разрез глаз, там же растут волосы, оба народа имеют магические способности? Из отличий - только длительность жизни, да форма ушей; но ты отлично знаешь, что эльфы с детства занимаются магией, а люди-маги живут не намного меньше эльфов - вернее, и те, и другие умирают не от старости!

И еще подумай, Саруман Белый: ты, верно, слышал о детях-полукровках, плодах союза эльфов и людей? заметь, они так же способны иметь потомство, как и чистокровные эльфы и чистокровные люди. Ты не мог не слышать о полукровках - детях людей и орков; и ты, конечно, знаешь по крайней мере об одном мальчике, сыне эльфа и женщины-орка. Все эти помеси также успешно имели потомство, тебе ли об этом не знать, Саруман - правнук эльфа и на четверть орк! Такое возможно только среди близких животных: лишь колдовством можно создать помесь козы и барана, но это существо не сможет дать потомство. И вот тебе другое подтверждение: за все эпохи не было потомков у эльфов с гномами, а потомство гномов и малоросликов не давало, в свою очередь, приплодао.

Постой, постой. Ты получишь ответы на все эти вопросы - дослушай мой рассказ. А если и останется что-то непонятным, ты сможешь задать вопрос позже, когда ты узнаешь больше.

Люди - ладно, ладно, орки - были незаметным тихим народцем, едва освоившим основы земледелия, жившим в основном рыболовством и охотой. Они не рвались в политику Средиземья, и, на основании Договора, эльфы и гномы поделили земли между собой. Гномам достались юго-западные области, покрытые горами, горками, холмами и горищами; в их склонах гномы строили свои города и поселения, в них добывали необходимые металлы, а в долинах между горами гномы разводили скот и даже заводили небольшие огороды. В этих землях, бедных глубокими реками и обширными лесами, людей почти не было; хотя, возможно, гномы не допускали их появления в своих землях, памятуя о горьких последствиях прихода эльфов.

Эльфам достались обширные, почти сплошь покрытые лесом, равнины восточного Средиземья, а также лесистые северо-западные берега - места первой высадки, традиционно чтимые среди эльфийского народа. Сильно поредевший эльфийский народ принял решение восстановить свою численность - и в ход пошли те заклинания, что читались когда-то над захваченными в плен гномами. Воздается воздаяние полною мерою, как сказано мудрецом+. Благодаря принятым мерам численность эльфов быстро (по эльфийским меркам, разумеется) выросла; но молодые эльфы не были знакомы ни с вековой мудростью, ни с историей Средиземья, ни с Великой Магией. Дети, они увлекались лишь искусством охоты - и многие из них навсегда ушли в леса, основав племена и "королевства" Лесных эльфов. Воспитать, взрастить истинными эльфами, удалось лишь немногих из рожденных после Войны Магов.

Эльфийские земли были разделены на 13 уделов, каждым из которых правил один из древних эльфов, помнивших и основы тайных знаний, и причины, по которым их не следовало применять. Правители приняли титулы "Майя" - "могущественный", и под этими титулами нас помнят до сих пор.

Да, я правил одной из областей, доставшихся эльфам. Мой край располагался в самой середине Средиземья, поэтому лишь немногие эльфы хотели там жить. Основное население моих земель были люди, плюс немногие гномы, основавшие торговые фактории. Выменивая у людей меха и продукты на инструменты и украшения, они многому научили людей, и кое-чему научились сами. Например, уважению к другим расам - гордые "дикие" гномы до тех пор презирали и ненавидели всех, кроме малоросликов, к которым относились снисходительно. "Что получится, если гном никогда не повзрослеет?" - такая у них бытовала загадка-насмешка. Ну и, конечно, вся знаменитая серия "раз-двадцать пять, два-двадцать пять, три-двадцать пять", которую сейчас люди рассказывают про самих гномов@. Воздастся воздаяние… ну, это я уже говорил.

На моей земле эльфы, люди и гномы жили мирно. Не так было на других территориях, управлявшихся эльфами.

Случайно ли, нарочно ли, но Договор не включал в число "разумных рас" людейY. И невоздержанные в своем стремлении к власти эльфы быстро это обнаружили. Все повторилось снова: теперь люди переполняли тюремные камеры эльфов, а затем "прирученные" люди были приставлены обслуживать эльфов, их строения, поля, скот, и их самих. Памятуя о восстании гномов, эльфы не допускали людей до своих мастерских - этот запрет действует до сих пор, ты сам мог не раз убедиться в том, мудрый Саруман.

Но были и другие отличия. Были ли повинны в том заклятья плодородия, либо сами эльфы были изначально испорчены по натуре своей - но очень быстро выяснилось также, что люди способны рождать эльфов-полукровок. Порой родившиеся были настолько похожи на эльфийских детей, что лишь округлые уши не давали ошибиться. Заводить себе бастардов вскоре стало модой, увлечением среди знатных эльфов - да и низкорожденная молодежь не отставала, быстро перенимая пороки высшего сословия. Твое лицо перекошено отвращением? полно! Среди человеческих женщин было немало настоящих красавиц: короткий срок жизни заставлял распускаться эти цветы так, как никогда не цвели долгоживущие женшины эльфов.

По-разному воспитывались полукровки. Большинство до совершеннолетия содержалось при эльфийских отпрысках, в качестве игрушек, домашних любимцев; а затем безжалостно выбрасывалось из домов эльфов в лачуги людей. Иным же удавалось стать верными слугами своим товарищам детских игр, и эти оставались при эльфах на правах низшего сословия - но не ниже худородных эльфов из молодых. Тогда же обнаружилось, что полукровки способны совершать простейшие обряды Высокой Магии: это приписали текущей в их жилах крови эльфов.

На побережье и в лесах постепенно складывалось новое общество. Угнетенные и запуганные люди-орки составляли низшую его часть; их судьба была трудиться, служить, и умереть под ножом мага во имя процветания эльфов. Люди-полукровки, не имевшие личного покровителя, стояли на следующей ступени социальной лестницы. Управление низшими, торговля, ремесло, и иногда - очень редко - простейшая магия, вот был их род занятий. Полукровки-слуги эльфов и эльфы неблагородного происхождения бились за более высокие места в пристройках к дворцам благородных эльфов. Особые поручения, помощь владыкам и их родственникам в делах магических и житейских, высокое ремесло - и искусство - занимали их дни. Здесь нормой были заговоры, дуэли и убийства, магические - или при помощи холодного оружия. На этой же ступени общества всегда можно было найти гномов. Гномы были необходимы, если эльфы хотели сохранить плоды своей магии в предметной, вещественной форме; сами же гномы продавали свою магию земли за возможность вывезти зачарованные эльфами предметы в свои подземные города. За столетия гномы накопили огромные запасы магических предметов самого разного назначения, и причудливое взаимодействие заключенной в них магии порождало сияние над склонами гор, служивших гномам складами, или в небесах над такими горами.

Высшие эльфы смогли вернуться к тому образу жизни, который был типичен для них до восстания гномов и Войны Магов. Ни Узда, ни Договор не мешали им творить волшебство через убийства - убийства людей; сами же люди были низведены на уровень рабочего скота. Однако восстание гномов ничему не научило эльфов; главное - оно не научило их тому, что невозможно сохранить угнетение разумных существ вечно. Люди учились, люди развивали свои искусства и ремесла. Выяснилось, что людям доступны все виды магии - магия земли не была для них запретной, ведь они были детьми Средиземья; магию огня и воздуха они успешно перенимали у своих господ-эльфов; и даже магия жизни и смерти оказалась им доступна: ведь они не были связаны ни Уздой, ни Договором. Воистину эльфы не ведали, кого взрастили!

Годы шли, и облик людей-орков начал раздражать блистательных эльфов. Сначала в одной области, а затем и в других областях людям было запрещено появляться при свете дня^; лишь полукровки имели право попадаться на глаза утонченным эльфам, да и то многие морщились при виде округлых ушей. Притеснения эльфов становились все сильнее, и люди, как когда-то гномы и малорослики, попытались бежать от своих господ. Удалось это лишь тем, кто ушел, вслед за гномами, под землю. Поселившись в заброшенных шахтах, да и просто в расселинах скал и природных пещерах, они искусно приспособились к новой среде обитания, стали еще меньше ростом, их кожа приобрела серебристый, белесый оттенок. Вы зовете их гоблинами - но это ваши дальние родственники, потомки первых людей.

Тяжелее сложилась жизнь тех, кто пытался скрыться в лесах. За ними охотились, их преследовали и эльфы - мастера охоты - и их верные полукровки. Эльфы выводили специальные породы полукровок, способных обнаруживать малейшие следы присутствия людей - именно это и означает эльфийское слово "следопыт", его можно приблизительно перевести на твой язык как "ищейка". Вновь охотничьи партии прочесывали леса и холмы; и, наконец, люди начали защищаться.

Еще раз скажу: эльфы не ведали, что творят, когда притесняли людей. Даже крыса, загнанная в угол, отчаянно сражается за свою жизнь; что же говорить о разумных, близких родственниках по крови, которые хотели защитить себя и своих детей! Люди быстро учились, истребляя отдельных охотников и целые охотничьи партии, и вскоре охотничья вылазка стала больше напоминать поход на войну. С эльфами-охотниками, вооруженными луками и сетями, со сворами полукровок-следопытов, ехали закованные в броню воины, и весь отряд сопровождали лекари и маги. Обнаружив селение людей, эльфы окружали его и истребляли всех - кроме тех, кого они приводили связанными в свои города для -летального - участия в магических ритуалах. Но продолжалось это недолго.

В отличие от эльфов, люди размножались очень быстро. Сорок-пятьдесят лет - и племя людей, уничтоженное охотничьим рейдом, восстанавливалось полностью за счет тех детей и взрослых, которые избежали взгляда нападавших. Три-четыре года - и девочка уже могла стать матерью; три-четыре года - и мальчик уже мог взять в руки лук или копье.

Но не все люди брали в руки оружие. Многие, увидев смертоносную магию эльфов, начинали изучать тайные искусства. У людей быстро развивалась своя магия, магия примитивная и грубая - ведь срок жизни людей был невелик, - но достаточно эффективная. И, в отличие от эльфов, люди могли пользоваться магией земли, и убивать эльфов и гномов для совершения важных ритуалов. Смерть одного эльфа, прожившего столетия, давала столько же магической мощи, сколько смерть сотни короткоживущих людей. При таком раскладе люди начали побеждать - медленно, но верно.

Вытеснение эльфов из восточных районов Средиземья происходило на протяжении более чем столетия. Полностью грозящую им опасность эльфы осознали лишь будучи вытесненными на северо-западные окраины - к тем местам, где они и их предки когда-то давным давно высадились со своих кораблей. Катастрофа близилась, и эльфы не могли этого не понимать. Начались лихорадочные поиски спасения; десятки кораблей отплывали на запад в поисках помощи с древней прародины эльфов; другие экспедиции отправлялись на юг и на север, надеясь найти могущественных союзников против людей. Кое-кто из магов отправлялся в глубины земли, надеясь найти там средства и овладеть, наконец, магией земли Средиземья. Облаченные в защитные огненные костюмы, они до сих пор скитаются там, не в силах найти путь наружу - земля не отпускает своих пленников. Маги призывали из иных миров или выводили колдовским скрещиванием уродливые создания, чьей целью было лишь уничтожение людейS.

Наконец, одному из правителей-Майя - ты знаешь его под именем Элронда - пришла в голову "спасительная" мысль. Люди слишком быстро размножаются? людям доступна магия, которой не могут пользоваться эльфы? Тогда им надо противопоставить других людей!

За несколько месяцев эльфы похитили множество женщин из селений людей-орковv, поместили их в "питомники" в своих западных городах, и заставили рожать полукровок. Сотни и тысячи воинов, вооруженных эльфийским оружием, обученных магии и эльфийскому искусству войны, сопровождаемых эльфийскими лекарями и волшебниками… если следопыты были ищейками, то этих можно было назвать волкодавами. Огромные, яростные в бою, специально выведенные породы, они кровавой волной прокатились по лесам восточного Средиземья, истребляя перед собой все живое.

Но не все складывалось хорошо для эльфов. Как домашний пес убегает в лес, чтобы жить с волками, выведенные эльфами полукровки уходили в леса и основывали собственные "графства" и "княжества". Смешиваясь с людьми-орками, они постепенно создавали тот тип, который по сей день доминирует в Средиземьи: приземистые, смуглокожие (хотя и не серо- или черно-кожие), кряжистые и крепкие, крестьяне и воины, скотоводы-степняки и южане, живущие в джунглях. Эти новые княжества наследовали эльфийские искусства (хотя многое и терялось), но их правители и не думали подчиняться приказам прежних господ. "Избавившись от тараканов, не заведи муравьев" - так, кажется, звучит ваша поговорка? Эльфы избежали гибели от рук людей-орков, но создали себе еще более могущественных противников. Создалась ситуация, когда все воевали против всех, и лишь гномы в своих западных землях сохранили подобие мира. Хотя и к ним проникали отряды людей, бегущих от преследователей, и полукровок, преследующих людей.

Одним из немногих мирных мест была моя провинция. Труднодоступная, прикрытая с запада горными хребтами, а с востока - лесами вдоль Великой Реки, она избежала и притеснений эльфов, и последовавших кровавых войн. Люди спокойно жили здесь, гномы делились с ними своей мудростью, а немногие приходившие из внешнего мира люди и полукровки охотно растворялись в мирной сельской идиллии. Они приносили с собой новости и военные умения, но до поры моим подданным не приходилось их применять.

Однако всему приходит конец. К нам он пришел с отрядом полукровки-Араддона. Ворвавшись в мирное селение, он вырезал всех мужчин, и объявил себя "ярлом", новым владыкой селения и земель вокруг него. Я выступил против него со своими верными эльфами - мой отряд был рассеян, и лишь мне удалось спастись. Смерть каждого эльфа из моего отряда оборачивалась всплеском силы мага, поддерживавшего Араддона, и смертью новых и новых моих соратников. Скрываясь среди верных мне людей, я лихорадочно пытался отыскать путь к спасению - себя и своей земли. Мне помогли гномы.

Великое заклятие сотворили мы, стоя у жерла вулкана Карадрас%. Я призвал магию огня и воздуха, гномы сплели ее с водой, и запечатали силой земли Средиземья. Столь великая мощь была собрана в нашем заклятьи, что вулкан застыл, отдав огонь кипящей лавы и силу возмущенной земли. Завершили свое заклятие мы наложением чар жизни и смерти. Мы отдали свои жизни, я и семь моих помощников-гномов, для того, чтобы расширить Договор на людей, и наложить новое заклятье Узды и на эльфов, и на гномов. К сожалению, не было среди нас людей, и потому Узда не распространяется на них; но, вместе с новым Договором, мы создали и новый способ его поддержания.

Сила Договора заключена в двадцати Кольцах Всевластия. Семь из них, вместе с моими товарищами-гномами, отправились в земли гномов. Ты удивлен - ведь мы отдали свои жизни? Да, но жизнь каждого гнома поддерживала одно Кольцо, и потому, пока существует Кольцо, мой помощник может следить за соблюдением Договора. Это пародия на бессмертие, говоришь ты, и ты, несомненно, прав. Мы не живы - носители колец - но мы и не мертвы. Живы Кольца, и они живы нашей жизнью.

Итак, семь колец ушли на юго-запад. Однако остались еще тринадцать колец - по числу эльфийских областей, образовавшихся после Войны Магов. Одно я оставил себе, а остальные передал наиболее сильным правителям в других землях. Что они получали, и что они теряли, принимая Кольцо? Каждый из взявших Кольцо, отдавал Кольцу свою жизнь. Взамен он и его народ получали возможность пользоваться всей магией Средиземья - за исключением магии смерти. От такого подарка не мог отказаться ни один эльф: ведь впервые за тысячелетия земля Средиземья становилась ему подвластна. Они, впрочем, схитрили: принимал Кольцо один эльф, а носить его доставалось другому. Владыка-эльф не желал отдать свою бесконечно-долгую жизнь ради какого-то эфемерного "блага своего народа"=. Три эльфийских владыки получили КольцаT, и они по сей день владеют ими, не отдав за это ничего.

Магия смерти оставалась запретной. Народ, принявший Кольцо, лишался этого разлагающего душу колдовства; однако он получал возможность использовать все силы других видов магии, соединенных, спаянных в единое целое. Изгои, по-прежнему практиковавшие ритуальные убийства, были вскоре вытеснены в пустыни или уничтожены, и впервые после Узды Средиземье вздохнуло спокойно.

Чтобы навсегда избежать кровопролитных войн в Средиземье, я создал Великий Совет - совет носящих Кольца. Твой Совет Мудрых пародирует мой Великий Совет - пародирует, потому что не имеет ни реальной власти, ни силы провести в жизнь свои решения, ни даже средств уследить за всем происходящим в Средиземьи. Мой Великий Совет обладал и первым, и вторым, и третьим.

Каждый из носящих Кольцо знал все обо всем происходящем в его области - сама земля Средиземья сообщала ему об этом, сам воздух доносил до него все разговоры и слухи. Мучительно больно знать все о целой стране - и наркотически приятно; тебе никогда не узнать этого и, признаться, я тебе завидую. А, может, и нет. Теперь уже мне трудно вспомнить прежние времена.

Каждый из носящих Кольцо мог воспользоваться всей силой магии, заключенной в его области, исключая магию смерти; а для собравшихся вместе носителей Кольца не было ничего невозможного в Средиземьи.

Наконец, каждый носящий Кольцо мог в любой момент обратиться ко мне за помощью, а я мог в любой момент собрать всех носителей Кольца, чтобы справиться с неожиданно возникшей угрозой или помочь справиться со стихийным бедствием. Это было единственное отличие моего Кольца: оно связывало между собой других носителей Колец, и, хотя это создавало мне дополнительные проблемы, я был горд своей ответственностью, и не жаловался.

Я изгнал Араддона и его людей из своих земель: невозможно убить мертвеца, и я был неуязвим для его мага. Араддон объявил себя "Скитальцем", и поклялся, что однажды он или его потомок вернет себе власть над моей землей. Я посмеялся и отпустил маньяка.

Я думал, что мое заклинание надолго установит мир в Средиземьи. Как я заблуждался!

Не прошло и двух лет, как я пал жертвой заговора эльфов. Используя всю силу своих Колец, они создали оружие, направленное - нет, не против меня - против моего Кольца. Они разумно рассудили, что, не будь связующего Кольца, они смогут быть полными владыками в своих землях и не будут связаны никакими обязательствами перед другими носителями Колец. Итак, нужно было уничтожить двадцатое Кольцо? и они вложили сильнейшее заклинание огня в простой с виду меч.

Палец, как же! У меня можно было отсечь все пальцы, разрезать мое тело на кусочки и разбросать по всему Средиземью - и это никак не сказалось бы ни на моей жизни, ни на моей силе. Удар был направлен по Кольцу, а значит - удар был направлен против самой земли Средиземья, которая дала основу Кольцу.

Боль была непередаваема. Моя жизнь одушевляла Кольцо, и значит, удар был направлен и против меня. Мое тело разметало на мельчайшие частицы, и вернуть тот телесный облик мне уже никогда не удастся. Однако Кольцо уцелело - отдачей его отбросило на многие десятки миль, и оно затерялось даже для моего духа, оторванного от Кольца, которое теперь есть моя жизньW. Я был рассеян по всему Средиземью, и не могу тебе точно сказать, что произошло дальше. Очевидно, гнев Средиземья был велик, земля бушевала и менялась. Многие реки исчезли или потекли в ином направлении, горы юго-запада провалились, похоронив в себе многие племена гномов и, вероятно, большинство их Колец; земли востока превратились в пустыни и горы, отняв большую часть магической силы у Колец, которые достались правителям-людям. Долгое время они полагали, что меня больше нет, как нет и моего Кольца; и лишь относительно недавно один из носителей Кольца, шутки ради, попытался призвать мой дух - и обнаружил, что я не умер.

Сейчас мой дух привязан к Барад-Дуру, замку того Кольценосца. Я сам просил об этом - нелепо пребывать размазанным по всему обитаемому миру, будучи везде и нигде, осознавая все и не понимая ничего. Если найдется мое Кольцо, я вновь приобрету способность перемещаться - с ним; и, быть может, кто-то из моих друзей согласится отдать свое тело мне, после своей смерти, разумеетсяQ. Тогда я призову к ответу предателей, и восстановлю права тех, кто пострадал от нарушения Договора. Впрочем, до этого еще надо дожить.

Помнишь, в начале нашей беседы ты говорил о правде? "Что есть правда", спрашиваю я тебя? Нет, правда не в том, что у тебя болит голова, не уходи от ответа. Правда в том, что историю всегда пишет победитель. И даже самый прекрасный и благородный принц, прочитав свою историю, может обнаружить себя в виде вероломной скользкой лягушки. Если он не будет победителем, разумеется.

Так что, не ошибись, Саруман. Будь с победителем - и народы восславят твою доброту и мудрость. И самые отвратительные поступки ничего не будут значить: о них попросту никто не узнает. А если и узнает, то историки будущего, смущаясь, найдут десятки причин, по которым ты не мог поступить иначе - будучи чистым, светлым и морально устойчивым идеалом для будущих поколений магов.

Да, кстати. Эльфы, как всегда, просчитались. Они думали, что будут править полукровками, а полукровки будут управлять для них миром? Они надеялись, что приобретут власть над землей Средиземья, ничего не дав взамен? Они рассчитывают получить все, уничтожив мое Кольцо? они ошибаются. Уже много лет не эльфы, а сами полукровки правят миром. Земля Средиземья лишь терпит их отвратительное для нее присутствие - уж поверь мне, будучи размазанным по Средиземью, я это почувствовал в полной мере. А уничтожение моего Кольца всего лишь заставит их покинуть Средиземье - ведь сила их Колец иссякнет, а больше ничто не даст им жить здесь. Разве что они согласятся пройти через мучения и стать простыми людьми, как те, что появились после Войны Магов?

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Код безопасности:



Made by SabRuS tudio © 2025
          
Сайт управляется системой uCoz